ВМС США столкнулись с огромными проблемами в связи с износом деталей у более чем тысячи самолетов F-18 на авианосцах. Еще 8 лет назад, в ВМС обнаружили, что палубные истребители-бомбардировщики F-18C и их более свежие модели F-18E «Супер Хорнет» стареют гораздо быстрее, чем ожидалось.
Годы интенсивного использования в различных войнах с терроризмом ускорили время износа F-18. На сегодня большая часть F-18 должна быть списана в утиль так, как самолеты имеет слишком много изношенных деталей и таким самолетам уже не поможет никакой капитальный ремонт.
Этого можно было ожидать от F-18C, которые вступили в строй в конце 1970 и в начале 80-х годов. Срок службы этих самолетов около двадцати лет. Но это при условии темпа износа, как в мирное время. Однако по факту имеется около ста посадок носителей в год (а это тяжелый режим работы для любого планера).
Давайте более детально взглянем на несколько вопросов и различные аспекты проблемы которые рассматриваются в статье.
F-18 слишком интенсивно эксплуатировались?
Они эксплуатировались в войне 1991 года в Персидском заливе, и в последующее 10 лет напряженного патрулирования и введения множества бесполётных зон, и в различных других войнах с терроризмом. В итоге, чтобы сохранить в строю достаточное количество боевых самолетов (в то время пока новейшие F-35 достраиваются, чтобы заменить собой F-18 конце десятилетия) было изготовлено множество запчастей (в основном для фюзеляжей). Конечно последнее — это хорошая новость для иностранных пользователей F-18C, которые хотят сохранить свои самолеты в строю как можно дольше.
Детали устаревают раньше гарантированного изготовителем срока
F-18E вступили в строй около 15 лет назад. Срок их эксплуатации 6000 летных часов. Но часть крыла, которая поддерживает пилоны, удерживающие различные носители (бомбы, ракеты, навесное оборудование или дополнительные топливные баки) и на сегодня, как ожидается, имеют срок службы не более 3000 летных часов. Металл, по сути, стареет быстрее, чем ожидалось.
Усталость металла, в конечном итоге приводит к разрушению деталей самолета, и это является нормальным для всех типов воздушных судов. Рассчитать точный срок службы таких деталей — прерогатива науки или почти искусство. Следует учесть и неожиданно высокую интенсивность эксплуатации самолетов. Одна из конкретных причин возникновения данной проблемы — это больше, чем ожидалось число посадок планеров, обремененных более тяжелым вооружением. Последнее сложилось от того, что в Ираке и Афганистане значительная часть F-18E вернулась назад на базы так и не использовав (не сбросив) свои бомбы и ракеты.
ВМС ремонтируют пока летающие F-18E, чтобы решить проблему. И эта проблема, является нормальной реакцией на сложившуюся ситуацию. Иногда ремонт стоит миллионы долларов на один самолет, хотя устранение конкретной проблемы с усталостью металла в реальности стоит намного меньше. Проблема усталости металла крыла не возникает у более старых типов F-18 (модели A, C и D), потому что, они хоть и называются также — F18, являются по сути (и конструктивно) другим типом самолетов (отличным от моделей F-18 E, F и G). Ибо когда ВМС США построили замену старым F-18, её назвали также (F-18), как и старую оригинальную модель.
Таким образом, вместо того, чтобы назвать следующее поколение скажем F-24 (f24 — очередной доступный номер в реестре Департамента стандартизации по системе обозначений министерства обороны с 1962 года) его назвали F-18 E и F. В то время как F-18E хоть и выглядит как оригинальный F-18, но на самом деле это совсем другой самолет. F-18E приблизительно на 25% больше и тяжелее, чем старый F-18, и использует новый тип двигателя. Назвав изделие по старому ВМС только облегчили себе задачу получения денег от Конгресса (в начале 90-х годов, Конгресс США упрямился, ожидая получения дивидендов от окончания холодной войны и усечения оборонного бюджета).
По сути дела это два разных самолета?
Было много общего между обеими типами F-18. Но по сути дела это две разные машины. Отсюда, при интенсивном использовании (и плюс в большей степени, чем ожидалось) резко возросли проблемы, связанные с усталостью металла в различных частях планера. Обновление F-18E якобы продлило срок их службы до 10000 летных часов, по сравнению с 8600 часами у оригинальной модели. В следствии чего десятки F-18E якобы проскочили рубеж в 3000 часов.
При этом старые F-18A оставались все еще работоспособны и после примерно похожего количества часов налета, хотя некоторые из них уже достигли отметки 8500 часов. Старые F-18 налетали (в среднем) по 330 часов в год, при этом многие новые F-35 (налетав столько же, как и старые F-18A) уже просились на пенсию по «старости». Получается, что попытка назвать две модели одинаково, сократила сроки работоспособности фюзеляжей самолетов, даже в условиях менее требовательных миссий, при которых не было нужды в проведении боевых операций с более тяжелым вооружением или в усиленных маневрах.
Морская авиация США развалилась? (часть 2)
Как видим скандал вокруг F-18 назревал давно. Чрезмерная эксплуатация палубной авиации во множестве военных компаний привела в итоге к потере обороноспособности.
Так 26 мая 2016 года в комитете Палаты представителей США по вооружённым силам заявили что 3 из 4 истребителей-бомбардировщиков F-18 просто не могут летать и не готовы к войне. Кроме того у ВМС США нет боеспособного резерва, а закон от 2011 года по контролю над оборонным бюджетом фактически лишил морскую авиацию средств на техническое обслуживание.
«У нас в тылу нет ничего такого, что мы могли бы предложить нашим авианосцам в случае войны», — заявил по этому поводу конгрессмен Рэнди Форбс. И это в то время, когда министр обороны США был вынужден признать, что истребители Супер Хорнет должны летать, как аж до конца 2030 года.
Где «суперсовременные» F-35?
И что еще хуже штаты до сих пор так и не смогла поставить на крыло «новейшие» F-35 как замену изношенным и списанным F-18.
Провал обороноспособности США в реальных цифрах выглядит примерно так:
- ВМС имеют на вооружении 753 самолета типа F-18 различных модификаций
- из них 91 машина нуждается в капитальном ремонте
- у 539 машин полностью исчерпали ресурс двигателя
Чтобы избежать полного и окончательного провала (когда у авианосцев совсем не будет авиации), штаты разработали специальную авральная программа по реанимации одного авиационного крыла F-18 к концу 2017 года.
Однако пока ситуация только ухудшается. И уже не редки случаи, когда для ремонта летающих F-18 снимают детали с других истребителей. Так например, для ремонта самолетов авианосной ударной группы Гарри Трумэн, обозначающей борьбу США с ИГИЛ в Сирии и Ираке, выделили 3 эскадрильи F-18 в виде доноров (источником запчастей), для четырех пока еще летающих эскадрилий.
Постепенно проблема с палубной авиацией в США перерастает для Вашингтона из сугубо частной в политическую. Сейчас уже речь идет не о ремонте каких-то там истребителей, а о восстановлении подмоченной репутации всего американского самолетостроения.
Полный и позорный провала
Сегодня большинство экспертов в мире воспринимают реанимацию истребителей F-18, как полный и позорный провала программы строительства самолетов F-35C в качестве истребителей 5-го поколения. Именно поэтому с большим трудом ВМС США удалось протолкнуть решение о закупке в 2017 году двух истребителей F-18 и еще 14 таких же быстро стареющих машин в 2018 году.
Можно сделать вывод, что американцев, как обычно, подвели их самоуверенность и самохвальство. Они потеряли время беззаботно «почивая на лаврах» и ожидая получения мифических дивидендов от победы в холодной войне, ложный выигрыш в которой они сами себе и приписали.
Источник: