Любой масштабный проект стоит больших денег. Сегодня крупные проекты человечества настолько дороги, что не каждая страна в мире может себе это позволить.
Но даже если деньги нашлись и были вложены, всегда остается риск того, что крупный проект может закончиться неудачей. Однако деваться некуда и люди продолжают строить и вкладывать средства в самые затратные и масштабные проекты.
Итак, представляем вам самые дорогие и самые крупные на сегодня проекты человечества.
Пять самых дорогих проектов в мире
1. Проект Спейс-Шаттл — 196 миллиардов долларов
Буран vs Шаттл
Орбитальный корабль многоразового использования
Был реализован только в двух странах СССР и США. Штука затратная. На обеспечение всей программы Спейс-Шаттл было потрачено 196 миллиардов долларов. СССР потратил на проект Энергия-Буран около $20 млрд.
Давайте рассмотрим чем же отличались столь разные по затратам, но похожие по целям проекты.
Буран-Энергия vs Спейс-Шаттл
Буран — орбитальный корабль многоразового использования. Создан в СССР, как ответ на разработку американской многоразовой транспортной космической системы Спейс-Шаттл.
Предназначен для решения оборонных задач, выведения на орбиту различных космических грузов, доставки модулей и персонала, возврата на Землю спутников, освоения технологий космического производства.
Работы начаты в 1974 году. Полет состоялся 15 ноября 1988 года. Программа длилась 18 лет. Общий объём затрат составил 16,5 миллиарда рублей.
Основные отличия от Спейс-Шаттл
В отличии от Шаттл, Буран мог несколько раз заходить на посадку и садиться с работающими двигателями. Сверхтяжёлая ракета-носитель Буран-Энергия изначально создавалась универсальной и обеспечивала вывод на орбиту любых грузов массой до 100 тонн. Космический самолет Буран мог задействовать собственные двигатели во время снижения-посадки и совершать весь полет под управлением автоматики. Ручное управление посадкой в него добавили по настоянию пилотов. Шаттл мог садиться только в ручном режиме.
Буран был рассчитан на 100 полётов, твердотопливный ускоритель — на 20, основные двигатели — на 66 полётов. Одноразовый элемент — подвесной топливный бак. Буран имел две системы спасения экипажа: катапультные кресла пилотов и возможность отделения самолета от носителя на взлете. После полёта Бурана из 38 тысяч 800 уникальных теплозащитных плиток было потеряно только восемь. После первого запуска Шаттла из 24 тысяч 192 плиток (плюс 3254 матов изоляции) потребовалась замена более ста теплозащитных элементов.
Сравнение ТТХ
Технические характеристики | Буран | Шаттл |
---|---|---|
Длина, м. | 36,4 | 34,2 |
Размах крыла, м. | 24 | 23,8 |
Высота, м. | 16,2 | 17,3 |
Стартовая масса, т. | 105 | 94,8 |
Экипаж, чел. | 10 | 7+3 |
Груоой отсек м3 | 70 | 90 |
Полезный груз при взлёте, т | 30 | 25 |
Полезный груз при посадке, т | 20 | 15 |
Время на орбите, сутки | 30 | 16 |
Полёт/Посадк в автоматическом режиме | есть | нет |
Подготовка к запуску, сутки | 15 | 30 |
Макс орбита, км | 1000 | 1100 |
2. Проект МКС — 160 млрд долларов
Международная космическая станция
Международная космическая станция (МКС) — летающий форпост всего человечества в космосе и пока самая дальняя точка проживания людей во Вселенной.
МКС — один из лидеров по стоимости среди всех космический проектов. Цена создания и эксплуатации МКС уже превышает 160 млрд долларов.
Задачи станции
- изучение Земли из космоса
- изучение физических процессов в условиях невесомости и искусственной гравитации
- изучение биологических процессов в условиях невесомости и искусственной гравитации
- астрофизические наблюдения
- испытание новых материалов и приборов для работы в космосе
- отработка технологии сборки на орбите крупных систем, в том числе с использованием роботов
- испытание новых фармацевтических технологий
- опытное производство новых фармацевтических препаратов в условиях микрогравитации
- опытное производство полупроводниковых материалов.
История проекта
Строительство начались в 1993 году. Запущена на орбиту в 1998. С 2000 года, МКС постоянно обитаема.
На создание МКС даже у крупнейших космических держав в одиночку не хватало сил и в конце 21 века Россия и США объединили усилия в построении станции. Сейчас в проекте МКС участвуют уже 23 государства при лидирующих позициях России, США, ЕС и Японии.
Строение
- американская и русская части
- солнечные батареи
- приборный отсек
- окислительные баки
- аэродинамический руль
Управление осуществляют ЦУП и НАСА.
Масса станции 450 тонн. Высота орбиты 350-460км. Наклонение орбиты 51,6 градуса. Период развертывания 1998-2003 годы. В эксплуатации — 15 лет.
3. Проект Кашаган — 116 млрд долларов
Местонахождения: Кашаган, Казахстан
Компании: KazMunayGas, Eni, Shell, Exxon, Total, ConocoPhillips, INPEX
Кашаган – крупнейшее нефтегазовое месторождение, открытое за последние 40 лет. Находится на глубине 5500 метров в северной части Каспийского моря. Нефть поднимается на поверхность через сложную серию труб и доставляется на берег по нефтепроводу и танкером. Участвующие в проекте Кашаган компании строят ряд искусственных островов в районе месторождения.
4. Проект истребителя F22 Raptor — 78 млрд долларов
F-22 Raptor глазами американцев
Наше время-это эпоха F-22 Raptor, лучшего в мире истребителя 5-го поколения. :)
Абсолютное превосходство в воздухе
F-22 является единственным истребителем, способным одновременно выполнять боевые задачи воздух-воздух и воздух-земля практически безнаказанно.
Это обеспечивают никогда ранее не виданные характеристики живучести самолета даже в условиях сложных воздушных и наземных угроз.
F-22 — это истребитель для завоевания господства в воздухе
Он обеспечивает полное превосходство Америки и является смертельно опасной, живучей и гибкой многоцелевой машиной.
Кроме того используя преимущества новейших технологий, F-22 стал отличной платформой для выполнения многих разнообразных задач, включая сбор информации, наблюдение, разведку и электронную войну.
Raptor защищает Америку сегодня
Raptor является серийной машиной полностью готовой для массового развертывания.
В настоящее время для F-22 определены несколько авиабаз по всей стране:
- 2 эскадрильи, 1-е Истребительное крыло, Лэнгли, Виргиния
- 1 эскадрилья, 192-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, Лэнгли, Виргиния
- 1 эскадрилья, 325-е Истребительное крыло, Тиндалл, Флорида
- 2 эскадрильи, 49-е Истребительное крыло, Холломэн, Нью-Мексико
- 1 эскадрилья, 44-я Истребители Резервного Командования ВВС, Холломэн, Нью-Мексико
- 1 эскадрилья, 53-е Крыло, Эглин, Флорида
- 1 эскадрилья, 57-е Крыло, Неллис, Невада — в 10 милях к северо-востоку от Лас-Вегаса
- 1 эскадрилья, 412-е испытательное крыло, Эдвардс, Калифорния (60 миль от Лос-Анджелеса)
- 2 эскадрильи, 3-е Крыло, Элмендорф, Аляска
- 1 эскадрилья, 477-я Группа Истребителей Резервного Командования ВВС, Элмендорф, Аляска
- 1 эскадрилья, 15-е Крыло, Хиккэм, Гавайи
- 1 эскадрилья, 154-е Истребительное крыло Национальной Гвардии, Хиккэм, Гавайи
Подготовка пилотов Raptor и обслуживающего персонала происходит на авиабазе Тиндалл, штат Флорида, летные испытания проводятся на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния, а эксплуатационные испытания и тактические занятия осуществляются на авиабазе Неллис, штат Невада.
Комплектация флота F-22 завершена
13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариэтта, штат Джорджия покинул последний серийный истребитель F-22A.
Он стал 195-м F-22A, выпущенным с 1997 года, а 2 мая 2012 года стал последним, 187-м серийным истребителем переданным ВВС США. Источник
ТТХ F-22 Raptor
Данные получены из открытых источников.
Первый полёт, год | 1997 |
ЭПР, м² лучшая оценка: худшая оценка: |
0,0001(?!) 0,3—0,4 |
Экипаж, человек | 1 |
Длина, м | 18,9 |
Высота, м | 5,09 |
Размах крыла, м | 13,56 |
Площадь крыла, м² | 78,04 |
Масса пустого, кг | 19700 |
Взлётная масса, кг | 38000 |
Макс. скорость, км/ч | 2410-2570(!?) |
Бесфорсажная скорость, км/ч | 1890 |
Точки подвески, шт. | внутренние: 8 внешние: 4 |
Боевая нагрузка, кг | 1116-10370 |
Обнаружение цели, км | 210 для ЭПР 1 м² 112 для ЭПР 0,1 м² |
Обнаружение воздушной цели, км | 465 |
Сопровождаемые цели | 28 |
Обстреливаемые цели | 6 |
Поражение цели макс., км | 180 |
АСУ | ✔ |
Пушка мм | 20 |
Масса топлива, кг | н/д |
Дальность (без ПТБ), км | 1500-2300 |
Дальность (+2 ПТБ), км | 2960-3330(?!) |
Боевой радиус, км | 759 — 1100(!?) |
Потолок, м | 19812 |
Тяга двигателей на форсаже, кгс | 31751 |
Скороподъёмность, м/с | 200 |
Длина ВПП, м | 1300 |
Макс. перегрузка | 9 g |
Произведено, шт. | 195 |
Стоимость, млн $ | 146,3 |
Video
[lyte id='__-FDXTizbs' /]
Абсолютное превосходство по цене
Производство F-22 в связи с его астрономической стоимостью было прекращено. Программа его разработки в целом обошлась почти в $78 млрд. Стоимость одного самолета в 2010 году составила 411,7 миллиона долларов. Cтоимость одного часа полета истребителя составляет 49,8 тысячи долларов. В настоящее время Raptor является самым дорогим истребителем в мире.
При этом истребитель F-22, стоящий на вооружении ВВС уже шесть лет, не участвовал еще ни в одних боевых действиях и за редкими исключениями не покидал пределов США.
5. Развлекательный парк Дубайленд — 65 млрд долларов
Развлекательный парк Дубайленд
Расположение: Дубай, ОАЭ. 10 минутах езды от аэропорта Дубая и Emirates Towers
Дата открытия: 2015 год
Стоимость проекта: $65 млрд
Самые дорогие спортивные игры в истории Земли — зимняя Олимпиада в Сочи. Стоимость проекта — $51 млрд. Но игры в в Сочи не самый дорогой и не самый масштабный развлекательный проект. В 2015 году в ОАЭ откроется очередное чудо света, комплекс Дубайленд (Dubailand) на площади в 300 квадратных километров стоимостью $65 млрд.
Самое большое место развлечений на Земле
Дубайленд будет в 2 раза больше центра отдыха Уолта Диснея во Флориде (США) и станет самым большим местом развлечений на Земле и самой яркой достопримечательностью эмирата Дубаи. Дубайленд будет состоять из 45 основных и 200 дополнительных проектов-аттракционов. Ожидается, что ежедневно Дубайленд будут посещать 200000 посетителей.
Комплекс Дубайленд состоит из 6 Миров
Деловой мир: комплекс Тауэрз с захватывающими видами, Мир Виртуальных Игр и Дубайский Бульвар.
Мир Приключений: Мир Фараонов, Аква Мир, Снежный мир, Мир Космоса и Науки, Мир Средних Веков и Космический отель.
Мир Спорта: Спортивный Город, Мир экстремальных видов спорта, Мир Скачек, Мир Верховой езды.
Мир Эко-туризма: Мир Животных, Мир Динозавров, Мир Света и Звука, Музей науки и истории, отель на песчаных дюнах и др.
Мир каникул: Мир Женщин, Мир Семьи, Мир Отдыха и тематический курорт «Андалусия».
Мир покупок: самый большой в мире торговый комплекс Молл оф Арабиа, Мир Аукционов, блошиный рынок и др.