С тех пор, как Российский ПАК ФА (Т-50) и Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 встали на крыло, споры об их достоинствах и недостатках не утихают.
Однако разбор полетов уже перешел на совершенно другой качественный уровень, так как с этого момента появилась реальная возможность прямого сравнения этих истребителей с их американским серийным аналогом- самым дорогим истребителем ВВС США F-22 Raptor.
Но для того, чтобы сравнивать что-либо с чем-то, нужно сначала привести критерии сравнения, а в нашем случае ответить на вопрос:
Что такое истребитель 5-го поколения?
Характерные признаки 5-го поколения:
— малозаметность — применением мер снижения ЭПР (эффективной поверхности рассеяния);
— использование мощных двигателей 5-го поколения;
— сверхзвуковой крейсерский полёт в бесфорсажном режиме;
— сверхманевренность;
— РЛС с АФАР;
— современный комплекс вооружения.
Плюс интеграция бортовых систем отдельных самолётов в общую сеть компьютерного управления войсками (АСУ).
Критерии сравнения понятны. Теперь давайте воспользуемся ими и (для тех, кто ценит свое время) составим простую таблицу сравнения российского, американского и китайского истребителей пятого поколения по всем указанными выше признакам. Щелкните по голубой панели для просмотра таблицы.
Таблица сравнения
ПАК ФА против всех
Характеристики | ПАК ФА (Т-50) | F-22 Raptor | Chengdu J-20 |
---|---|---|---|
Внешний вид | |||
Первый полёт, год | 2010 | 1997 | 2011 |
ЭПР, м² фронтальная: средняя: |
0,0005(?!)-0,05 0,3—0,5 |
0,0001(?!)-0,025 0,1—0,3 |
0,0001(?!)-0,05 0,2—0,5 |
Экипаж, человек | 1 | 1 | 1 |
Длина, м | 19,4 | 18,9 | 20,3-22(?!) |
Высота, м | 4,8 | 5,09 | 4,45 |
Размах крыла, м | 14 | 13,56 | 12,88 |
Площадь крыла, м² | 90 | 78,04 | 73 |
Масса пустого, кг | 18500 | 19700 | 17000 |
Нормальная масса, кг со 100 % топлива: |
30610 | 30206 | н/д |
Масса топлива, кг | 11100 | 9367 | 11100 |
Максимальная масса, кг | 35480-37000 | 38000 | 36300 |
Макс. скорость, км/ч | 2610-3000 | 2410-2570(!?) | 2000-2500 |
Бесфорсажная скорость, км/ч | 2135 | 1890 | н/д |
Точки подвески, шт. | внутренние: 10 внешние: 8 |
внутренние: 8 внешние: 4 |
н/д |
Боевая нагрузка, кг | 1310—10000 | 1116-10370 | н/д |
РЛС АФАР L-диапазона, шт | 2 | 0 | н/д |
Оптико-локационная станция | дальность 80-120(?!) км | нет | н/д |
Обнаружение цели, км |
РЛС Н036 Ирбис (~ТТХ) ≥ 300 для ЭПР 1 м² ≥ 165 для ЭПР 0,1 м² ≥ 90 для ЭПР 0,01 м² |
РЛС APG-77 AESA 201-241 для ЭПР 1 м² 112 для ЭПР 0,1 м² 74 для ЭПР 0,01 м² |
н/д |
Обнаружение воздушной цели, км | 600 | 465 | н/д |
Сопровождаемые цели | 34-60 | 28 | 20 |
Обстреливаемые цели | 8-16 | 6 | 6 |
Поражение цели макс., км | 300-450 | 120-180 | н/д |
АСУ | н/д | ✔ | н/д |
Пушка мм | 30 | 20 | н/д |
Дальность (без ПТБ), км со 100 % топлива |
4300 | 2300 | н/д |
Дальность (+2 ПТБ), км | 5500 | 2960-3330(?!) | 5500 |
Боевой радиус, км | 1100(!?)-1500(!?) | 759 — 1100(!?) | 2000(?!) |
Потолок, м | 20000-24300(?!) | 19812 | 20000 |
Тяга двигателей на форсаже, кгс | Изд.117: 29000 Изд.30: 39000 |
33570 | 38000-40000 |
Скороподъёмность, м/с | по разным данным: 230 или 350(?!) |
200 | н/д |
Длина ВПП, м | 310-350 | 1300 | н/д |
Макс. перегрузка | 10—11 g | 9 g | н/д |
Произведено, шт. | 5 | 195 | 4 |
Стоимость, млн $ | 40-100 | 146,3-300 | н/д |
Основные характеристики истребителей пятого поколения теперь у вас под руками. Заметим, что все данные получены из открытых источников. А какой из них лучше, выбирайте.
И вместо заключения
F-22 уже снят с производства, а J-20 и F-35 не доделаны и ещё далёки от совершенства. Как впрочем и российский ПАК ФА.
В настоящее время завершен первый этап испытаний Т50 и этой весной при 100% загрузке топливом и масса-габаритными макетами вооружений 4-ый борт взлетел с 310 метровой полосы, достиг максимальной скорости 2610 км/ч и крейсерской скорости в 2135 км/ч, при этом еще оставался потенциал по разгону, а так же забрался на 24300 метров (выше не разрешили).
Сейчас Т-50 проходит Государственные испытания. А в Башкирии начинается выпуск авиационных двигателей нового поколения (Изд.-129), которыми будут оснащать многоцелевой истребитель Т-50 на втором этапе. Изделие-129 — это двигатель с увеличенной мощностью и поворотным управлением реактивного сопла. Так что борьба за рынок и небо v5.0 только начинается …
Ребята вы сравнили Ладу Приору 2010 г.в и Opel Vectra 1990 г.в.
F-22 первый полет 1990 год
т-50 первый полет 2010 год
У США на вооружении около 200 F-22, это 15 эскадрилей
У России на 2015 г. НИОДНОЙ ЭСКАДРИЛЬИ Т-50
Да и у Пендосов, ща уже самолеты без хвостового оперения, (аля летающая тарелка), На испытании. Шестое поколение.
За державу обидно.
Ну так они с 90ых годов ни чего лучше и не придумали. А то что 15 эскадрилий так и с этого толку мало, наши их засекают на много раньше и сбивают. Получается у них 15 эскадрилий пушечного мяса.
Да у них может быть хоть без хвостогого хоть без крыльев хоть на доллар похожи. Если мы с бюджетом в разы меньше и при 10 летнем застое смогли создать самолёт на много лучше чем и f22 ну а f35 вообще не удачный ,ошибка конструктора. Так они для т 50 груда металла.