«Черный орел» («Объект 640») – это название российского перспективного основного боевого танка, разработкой которого занималось Омское КБ транспортного машиностроения в 90-х годах прошлого века.

«Черный орел» («Объект 640») – это название российского перспективного основного боевого танка, разработкой которого занималось Омское КБ транспортного машиностроения в 90-х годах прошлого века. Эта боевая машина так и не была запущена в серийное производство, однако конструкторские наработки, полученные во время ее создания, позже были использованы во время работ над танком Т-14 «Армата». В конструкции «Черного орла» было использовано большое количество новаторских технических решений, а его компоновка имеет значительные отличия от компоновки как отечественных, так и зарубежных боевых машин.

История создания

Информации о том, как развивался проект создания танка «Черный орел» немного. Известно, что работы над танком, который позже получил название «Объект 640» начались еще в конце 80-х годов в ОКБ ЛКЗ, а после его закрытия были перенесены в Омск. Омское конструкторское бюро в советский период в основном занималось созданием инженерных машин, а также модернизацией основных боевых танков: Т-55, Т-64, Т-80. В 90-е годы огромный и современный завод оказался в бедственном положении из-за постоянного недофинансирования. Макет «Черного орла» был впервые продемонстрирован широкой общественности в 1997 году. Машина представляла собой несколько измененную ходовую часть танка Т-80У с башней новой конструкции, которая и была главной «изюминкой» перспективной машины.

Работы над танком проходили в обстановке строгой секретности, даже во время показа башня танка была плотно закрыта маскировочной сетью, машину демонстрировали на удалении в 150 метров и только под строго определенными ракурсами. Тактико-технические характеристики нового танка так и остались тайной, однако разработчики утверждали, что по своим боевым качествам он превосходит новейшие западные машины того времени. Демонстрация опытного образца танка состоялась в 1999 году, однако и она не сопровождалась официальными заявлениями о характеристиках новой машины и дальнейшей перспективе проекта. «Объект 640» стал одной из излюбленных тем для публикаций в «желтой прессе», танку приписывались фантастические характеристики, неоднократно появлялись публикации о скором принятии на вооружение этой машины. «Объект 640» называли танком четвертого, а иногда даже пятого поколения. Впрочем, официальных заявлений относительно было очень мало. Вскоре о «Черном орле» постепенно стали забывать. В начале нулевых годов было объявлено, что в России будет создан новый основной боевой танк – Т-95. Примерно в это же время Омский завод, не получая заказов от оборонного ведомства, обанкротился. В 2009 году появилось официальное заявление российского Министерства обороны. В нем сообщалось, что танка под названием «Черный орел» или «Объект 640» вообще не существует. В 2011 году заместитель руководителя Главного артиллерийского управления Минобороны РФ отметил, что наработки, полученные во время создания «Черного орла», будут использованы в «Армате».

Описание конструкции

«Черный орел» выполнен на базе ходовой части основного советского танка Т-80У, в которую были внесены некоторые изменения. Корпус танка по сравнению с Т-80У был несколько удлинен, однако главной особенностью новой машины стала ее башня необычной формы. Компоновку танка можно назвать классической: отделение управления с местом механика-водителя находится в передней части корпуса, боевое отделение – в средней части машины, а в корме танка расположен моторно-трансмиссионный отсек. Однако компоновка «Черного орла» имеет и существенные отличия от большинства боевых машин отечественного и зарубежного производства. Носовая часть танка разделена продольными броневыми перегородками на три изолированных отсека. В среднем находится место механика-водителя, этот отсек сообщается с боевым отделением. В боковых отсеках находятся топливные баки. В отличие от других советских машин место механика-водителя «Черного орла» расположено не под люком, а непосредственно за ним. Такое решение позволило увеличить бронирование передней части корпуса и избавиться от ослабленной зоны. Рабочие места наводчика и командира имеют два положения: по-походному и по-боевому. В последнем положении они находятся ниже уровня погона башни. Также следует отметить, что боекомплект и запасы топлива надежно изолированы от танкистов. В боевое отделение не попадают пороховые газы, которые образуются после выстрела из пушки, потому что казенная часть орудия также отделена от экипажа.

Автомат заряжания и боекомплект вынесен в кормовую нишу башни с вышибными панелями. Одной из основных проблем советских (российских и украинских) танков является размещение боекомплекта и топлива внутри обитаемой части корпуса. Автомат заряжания, которые были впервые установлены на советский ОБТ Т-64, значительно повысили темп стрельбы боевых машин и позволили отказаться от одного из членов экипажа – заряжающего. Однако цена подобного конструкторского решения оказалась очень высокой. При попадании в боевое отделение кумулятивной струи или подкалиберного снаряда боеприпасы, уложенные в автомат заряжания, с большой долей вероятности взрываются, что приводит к гибели экипажа и потере боевой машины. На большинстве современных западных танков («Леопард-2», «Абрамс») по этой причине вообще решили отказаться от автомата заряжания. Снаряды находятся в изолированной нише, в орудие их подает четвертый член экипажа – заряжающий. Опыт использования танков в первой чеченской кампании наглядно показал все недостатки подобной компоновки. Омские танкостроители предложили решить эту проблему кардинально: на «Черном орле» автомат заряжания и боекомплект находится в кормовой нише, что значительно повышает шансы экипажа на спасение даже при попадании снаряда в танк и подрыве боекомплекта. Кроме того, горизонтальное расположение боеукладки дает возможность использовать более длинные подкалиберные снаряды, обладающие большим могуществом.

Башня танка сварная, она выполнена из двух симметричных броневых отсеков, жестко закрепленных на основании. Она имеет форму низкого плоского купола (в передней части), который переходит в прямоугольный контур, ограниченный кормовым броневым листом. Броня передней части башни имеет значительный наклон, который позволяет более уверенно противостоять подкалиберным боеприпасам.

«Черный орел» имеет три уровня защиты. Ее первым рубежом является комплекс оптико-электронных средств, предназначенный для обнаружения и выведения из строя средств поражения противника. Также на машину был установлен комплекс активной защиты, способный уничтожать ракеты и противотанковые снаряды неприятеля на расстоянии, а динамическая защита и многослойная броня уменьшают вероятность уничтожения танка при поражении его снарядом или ракетой. Не забыли конструкторы и о защите крыши башни танка, она имеет многослойную броню и надежно защищает от боеприпасов, атакующих танк сверху: BILL-2, Javelin, боеприпасы с использованием ударного ядра. Необычная форма башни делает «Черный орел» одной из самых низких машин в своем классе. Кроме этого, конструкторы уделили внимание уменьшению радиолокационной заметности танка. Предсерийный образец, продемонстрированный общественности в 1999 году, был вооружен гладкоствольной 125-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и дистанционно управляемым зенитным пулеметом «Корд» (12,7 мм). Однако в планах была установка на танк орудия калибра 135, 140 и даже 152 мм. При установке на танк 152-мм пушки машина получала возможность вести огонь на дистанцию в десять километров и использовать для стрельбы противотанковые управляемые ракеты. Танк предполагалось, что танк будет оснащен новым газотурбинным двигателем (ГТД) с мощностью не менее 1500 л. с. При массе танка в 48 тонн это обеспечивало машине рекордную удельную мощность – более 30 л. с. на одну тонну. И, как следствие, отличные динамические характеристики – большинство западных боевых машин третьего поколения имеют удельную мощность не более 25 л. с./тонну. Запас хода танка (с подвесными баками) составлял 1 тыс. км.

«Черный орел» был оснащен специальными гусеницами, на которые можно было устанавливать расширители с каждой стороны. Таким образом уменьшалось удельное давление машины на грунт и повышалась ее проходимость. Без расширителей габариты танка полностью соответствовали железнодорожным стандартам. Подвеска танка – независимая торсионная с гидравлическими амортизаторами. Рабочие места наводчика и командира машины были полностью равноценны в возможности управления огнем. Каждое из них оснащено унифицированным электронным модулем, на дисплее которого отображается информация о тактической обстановке, карта местности, информация о состоянии различных систем боевой машины. Информация о целях и общей обстановке поступает на электронные модули командира и наводчика по оптическим, инфракрасным и тепловизионным каналам. Танк оснащен баллистическим вычислителем и лазерным дальномером. Баллистический вычислитель автоматически вырабатывает поправки на скорости цели и машины, определяет дальность до цели, учитывает боковой ветер, изгиб и износ канала ствола, крен оси цапф орудия и даже температуру воздуха и его атмосферное давление.

Характеристики

Ниже представлены ТТХ танка «Черный орел»:
• масса – 48 т;
• экипаж – 3 чел.;
• длина – 7970 мм;
• ширина – 3095 мм;
• высота – 1793 мм;
• система активной защиты – «Дрозд-2»;
• система динамической защиты – ДЗ «Кактус»;
• вооружение – 125-мм пушка, 7,62-мм пулемет ПКТ, 12,7-мм пулемет «Корд» ;
• тип двигателя – ГТД (1500 л. с.);
• макс. скорость по шоссе – 80 км/ч;
• запас хода – 500 км (без дополнительных баков);
• удельная мощность – 31,25 л. с./т.

https://war-book.ru/osnovnoj-tank-obekt-640-chernyj-orel/

 ▤  Над РФ замкнулось сплошное радиолокационное поле
 ▤  Синий Кит. Cравнение с динозаврами
 ▤  Тридцать семь полезных продуктов.
 ▤  Урсула Фондербляйн + Олаф Шось