Россия проектирует истребитель 6-го поколения. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель генерального директора концерна КРЭТ Владимир Михеев.
По словам Михеева, речь идет о 2-х версиях машины: пилотируемой и беспилотной. Кто конкретно создаёт новый истребитель, не сообщается. Скорее всего — ОКБ Сухого и/или компания МиГ.
ТТХ российского истребителя 6-го поколения
ТТХ истребителя РФ 6-го поколения
В интервью ТАСС замдиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев заявил, что создание истребителя 6-го поколения идет полных ходом. Это будет машина, обладающая высоким интеллектом. Две её модификации будут несколько отличаться друг от друга.
Наибольшие боевые возможности получит беспилотная версия. Она будет летать на гиперзвуковой скорости и выходить в ближний космос. Беспилотник будет рассчитан на огромные перегрузками, которые не в состоянии вынести человеческий организм.
Будет сохранена традиционно сильная сторона отечественных истребителей — сверхманевренность. Крейсерская скорость планируется не ниже 2 М. Максимальная повысится до гиперзвуковой в 5 М. Гиперзвук должен повлечь за собой использование новых материалов при создании планера.
Для гиперзвука нужна теплоизоляция корпуса (как на Буране). Плюс необходима защита двигателя от перегретого воздуха поступающего из воздухозаборников. Истребитель будет невидим для радаров самолетов 4\5-го поколений. В полной мере будут использованы Стелс технологии для борьбы с нынешним системам ПВО. Как видим к материалам предъявляется ряд требований — сверхпрочность, термоустойчивость, поглощение облучения радаров, низкое тепловое излучение.
Представитель КРЭТ пояснил, что самолеты 6-го поколения будут по максимуму использовать свои боевые возможности, действуя в группе. Одна или две машины будут выполнять роль командных для остальных. Беспилотники, обладая интеллектом, будут вести боевые действия коллективно, оптимально распределяя между собой цели. Самолеты будут тесно взаимодействовать с наземными войсками и боевыми кораблями, реализуя принцип сетевого боя.
Вооружение российского истребителя 6-го поколения
Вооружение истребителя РФ 6-го поколения
Истребители 6-го поколения будут вооружены сверхдальними гиперзвуковыми крылатыми ракетами Х-БД, способными работать по воздушным, наземным и морским целям. Будут задействованы все возможности РЭБ и использоваться электромагнитные СВЧ-пушки.
СВЧ-пушки будут способны вывести из строя радары противника и разрушить электронную начинку любого объекта военного назначения. Потребуется создать источники энергии соответствующей мощности. При этом истребитель должен стать энергетически сверхэкономичным, чтобы совершать сверхдлительние по продолжительности боевые патрулирования.
Время истребителя шестого поколения уже пришло
Как будет выглядеть истребитель 6-го поколения
После интервью ТАСС, которое дал замдиректора КРЭТ любые разговоры об истребителе 6-го поколения уже не выглядят как спекуляции.
А все рассуждения об их вооружении и облике (гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие) уже не похожи на сценарий из фантастического фильма. Какими же возможностями должны обладать машины 6-го поколения, чтобы оправдать огромные ресурсы, потраченные на их разработку?
Машины 6-го поколения должны быть еще менее заметны для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого они будут оснащены двигателями с отклоняемым вектором тяги.
Истребители 6-го поколения будут иметь необычную компоновочную схему. Скорее всего, нас ожидает отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает ЭПР машины, а кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.
Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Их тяговооруженность станет еще выше, что позволит машинам летать на гиперзвуковых скоростямх (свыше 5 М) и увеличит высоту их полета до 100-150 км.
Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу человеческих возможностей. Это предъявляет новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя и влечёт использование беспилотных режимов полета.
Бортовая электроника должна выдавать самую важную информацию, автоматически определять приоритеты целей, указывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом. Таким образом некотоые версии истребителей 6-го поколения станут беспилотными и не будут управляться человеком вообще.
Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.
Беспилотники будут прикрывать самолеты, в которых находятся люди. При этом управление беспилотными версиями истребителей 6-го поколения будет происходить дистанционно.
Беспилотный истребитель, будет действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Бортовой компьютер будет управлять уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения (сетевой бой). Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.
Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем шестом поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром) или подавить элетронику противника с помощью собственных средств РЭБ.
Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? — вряд ли. Но электромагнитным оружием или СВЧ-пушками — да. Образцы электромагнитных пушек существуют уже сейчас. Эффективно СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.
Конечно вся система из множества беспилотных аппаратов + электромагнитное оружие по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого. Но нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешевым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие — самолеты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полета, малую заметность, высокую защищенность, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.
С другой стороны, нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолеты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолеты. Экономия будет достигаться за счет производства чистых беспилотников.
Беспилотный самолет может летать сутками — нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолет становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведет электронную разведку и наблюдение.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что время истребителя шестого поколения уже пришло. Похоже что накопленный потенциал отработанных технологий, позволил РФ сделать прорыв в области использования истребительной авиации и у России есть прямой смысл вкладываться в создание новейших перспективных и очень дорогих истребителей 6-го поколения.
Появление российского истребителя 6-го поколения не за горами. В ОАК утверждают, что прототип самолета совершит первый полет в 2023—2025. А полная его готовность может быть достигнута в 2030.