tu160m2

Взлетный вес Ту160 275 т, максимальная скорость 2500 км/ч, бомбовая нагрузка 45 т. НАТО зовет его Блэкджек. Мы ласково Белый Лебедь. Сейчас идут работы по обновлению всех 16 стоящих в строю стратегических ракетоносцев Ту160 и созданию практически новой машины — Ту160М2.

Первые Ту-160М2 поступят в войска в 2021. Об этом заявил глава компании Туполев Александр Конюхов. Ту160М2 это принципиально новые возможности. РФ получит универсальный основной дальний боевой самолет стратегической авиации. Он будет уникален своей многофункциональностью за счет ТТХ и применяемого вооружения. Машина сможет действовать в глубине обороны противника, преодолевать ПВО и осуществлять подавление врага без участия дополнительных сил.

Назначение самолета останется прежним. Но многие элементы будут обновлены. Ту160 и в новой версии останется стратегическим бомбардировщиком, используемым в целях ядерного сдерживания. В отличие от аналогичных по назначению американцев B2 и B21 в русском Ту160 ставка делается на молниеносную скорость и темп выпуска крылатых ракет по целям.

С учетом ядерной доктрины РФ можно сказать, что для реализации ядерного сдерживания в Ту160М2 и перспективном ПАК ДА ставка будет сделана на стратегические крылатые ракеты.

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту160 совершил первый полет в 1981 г. На вооружение дальней авиации он встал в 1987 году. В CCCР планировалось построить 100 машин, до распада Союза было построено 35, 19 из них оказались на Украине, восемь из которых были переданы РФ в 1999 в счет долга за газ. В ноябре 2015 самолеты Ту160 были впервые использованы в реальном бою: несколько ракетоносцев этого типа запустили крылатые ракеты Х-5 и Х-101 по позициям террористов в Сирии.

Сегодня Ту160М2 рассматривается как уникальный мультизадачный самолет. Военные желают задать летательному аппарату качества, как стратегического бомбардировщика, так и дальнего перехватчика. Так же необходимо, чтобы стратега можно было использовать в роли оперативно-тактического бомбардировщика или в качестве платформы для запуска космических аппаратов.

Отсюда перед инженерами стоит сложнейшая задача: объединить в одном самолете качества разных машин. Ту160М2 должен иметь скорость и маневренность истребителя. В то же время машина должна нести тяжелое ракетное-бомбовое вооружение сохраняя ТТХ по высотности.

Двигатель для Ту160М2 и ПАК ДА

Бомбардировщик Ту160М2 получит мощнейшие двигатели НК-65 с тягой под 30 тонн. Проект этого двигателя опередил свое время и он будет использован в будущем.

Двигатель НК-65 со взлётной тягой 30000 кгс разрабатывается для самолётов ПАК ДА, Ту160М2 и Ан-124 Руслан. Стоит вспомнить, что еще в 90-х гг. СНТК им. Н.Д. Кузнецова проектировало ТРДД НК-44 с тягой около 40 тонн.

ОДК заключил контракт с ОАО Туполев на создание двигателя ПАК ДА. Об этом журналистам заявил гендиректор ОДК Владислав Масалов.

Новый двигатель будет создан с учетом требований ПАК ДА для выполнения первого полета в 2019. Общий бюджет программы в части создания силовой установки оценивается в 32 млрд рублей.

Первый вариант НК-32-02, 18-23 т, без редуктора с умеренным диаметром и весом. Может быть использован в МС-21-500 (растянутый МС-21-300 до уровня Боинг 767-200/300), Ту-330, Ил-106 (в версии 80 т) в том числе с крылом от Ил-96-400, патрульный самолет дальней зоны на базе МС-21 или Ту-214.

Второй вариант НК-65, 26-35 т, с редуктором. Идеально подходит для 100 тонной версии Ил-106, модернизации текущих Ан-124, МС-21-600 (замена Ил-96) и естественно ПАК ДА и Ту160М2.

ОДК готовится к созданию турбовентиляторных двигателей большой тяги по проекту ПД-35 с тягой 35-50 т. В этих целях входящая в ОДК пермская компания Авиадвигатель изучает возможность увеличения газогенератора нового двигателя ПД-14. ПД-14 с тягой 14-18 т уже создан для нового российского узкофюзеляжного самолета МС-21.

Силовую установку ПД-35 предполагается сделать базовой в линейке больших моторов с тягой свыше 30т. Такие моторы разрабатываются для широкофюзеляжных дальних самолетов. Общая стоимость проект оценивается в 180 млрд руб. на 10 лет. Для новой установки предполагается масштабировать газогенератор от ПД-14 с добавлением дополнительной ступени на выходе из компрессора высокого давления.

В результате число ступеней компрессора и турбины ПД-35 составит 9 + 2, диаметр на входе в компрессор вырастет до 815 мм по сравнению с 582 мм у ПД-14. Предполагается, что диаметр вентилятора нового мотора составит 3100 мм, длина двигателя — больше 8 м, вес — около 8 т.

На основе ПД-35 будут также разработаны силовые установки с тягой 28 т (ПД-28) и 24 т (ПД-24). Моторы ПД-28/24 планируется устанавливать на 2/4-х двигательные варианты перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, на широкофюзеляжный ближне-среднемагистральный лайнер и тяжелый перспективный военно-транспортный самолет, говорится в презентации Авиадвигателя.

Аналогичные работы по моторам большой тяги ведутся самарской компанией Кузнецова. Ей изучается возможность разработки силовых установок с тягой до 35 т на базе газогенератора турбореактивного двигателя НК-32, который сейчас устанавливается на стратегические бомбардировщики Ту-160.

Авионика Ту160М2

Техническое оборудование бомбардировщика Ту160М2 заставит супостатов сильно задуматься о том, стоит ли совершать акты агрессии против России. Это прежде всего уникальные Стелс технологии и скоростные возможности машины. Многие эксперты отмечают, что снижение заметности Ту160М2 в воздухе может сыграть с вражеской ПВО злую шутку.

Предприятия КРЭТ ведут разработку начинки нового Ту160М2: вычислительных бортовых систем и средств контроля, а также топливо/расходо/мерных модулях и систем управления оружием.

Новый Ту160М2 будет серьезно отличаться обычных Ту160. Можно сказать, что в прежнем корпусе будет принципиально новый самолет. Он в несколько раз увеличит свои боевые возможности. Так будет значительно расширена номенклатура вооружения и серьезно улучшены точностные ТТХ.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик будет оснащен РЛС с АФАР, новым пилотажным комплексом с самыми современными средствами навигации (в том числе современными лазерными гироскопами), а также системами связи, датчиками, топливными приборами и системами индикации.

У самолета будет и новая система управления оружием. Для самолетов стратегической авиации исключительной характеристикой является его точное определение места положения. Расстояния до объектов поражения будут измеряться многими тысячами км. Поэтому чем четче будет произведен «отцеп изделия», тем точнее оно будет доставлено к цели. Это очень важно. Стратегический ракетоносец должен из любой точки планеты отправлять БЧ по назначению с высокой точностью.

Возрастут не только боевые мощности Белого Лебедя, но и возможности машины по собственной защите. На основании самых современных наработок создается принципиально новый бортовой комплекс самообороны или комплекс радиоэлектронной борьбы. С учетом тех заделов, которые уже есть по ПАК ФА, других средств защиты, КРЭТ делает так, чтобы этот самолет был бы защищен по всем физическим полям как с земли, от зенитных ракетных систем, так и от всех типов перспективных авиационных средств поражения. Новый комплекс самообороны Ту160М2 будет способен обеспечить практически 100-процентную защиту этого самолета.

Перед КРЭТ стоит также задача устранить все проблемы, которые накапливались в течение длительного времени на уже существующих Ту160, Ту-95 и Ту-22М3: заменить элементы бортового оборудования, срок службы которых уже истек. В первую очередь производится замена продукции украинских предприятий, которые еще в советские времена участвовали в кооперации соисполнителей.

«И ремонт этого оборудования невозможен, и документация практически утрачена. Мы украинские блоки снимаем и на их место ставим совершенно новые собственной разработки. Это не просто продление ресурса, это совершенно новые характеристики. Нет смысла повторять вещи тридцатилетней давности, поэтому мы ставим современное оборудование, которое выводит этот самолет на качественно новый уровень. Все шестнадцать Ту160, которые стоят на вооружении, будут модернизированы», — подчеркивают в КРЭТ. Аналогичная работа идет и по Ту-95, и по Ту-22М3. МО хочет все машины дальней авиации привести к одному облику.

Ранее на каждый самолет отдельно ставились или блоки управления ракетами, или блоки управления бомбами. «Сейчас на их места ставятся цифровые блоки небольшого размера, которые сами определяют тип оружия, которое подвешено в бомболюках, — ракета это, или бомба, или какие-то другие средства поражения. В зависимости от этого соответствующим образом и планируется боевое применение. Все это будет осуществляться автоматически. Закрепили вооружение, система его опознает, сравнивает его с поставленной задачей, при необходимости корректирует ее. На самом деле все гораздо сложнее. Но сам принцип выглядит примерно так», — уточняют в КРЭТ.

Вооружение Ту160М2

На Ту160М2 будет установлено оборудование для ведения огня обычным оружием с высокой точностью по наземным или воздушным целям. При переоборудовании самолета станет возможным применение высокоточных ракет X-29 или X-58. Ту160М2 сможет без проблем исполнять все возложенные на него функции. Он сможет успешно бороться как с наземными целями так и с самолетами противника.

Планируется возможность применения противокорабельных ракет по морским целям и Ту160М2 сможет успешно наносить удары по корабельным соединениям. У РФ есть на вооружении КР Калибр-МК в версии для ведения огня по надводным целям. Ту160М2 может вполне её использовать.

Использовать Ту160М2 как истребитель нельзя. Вести маневренный бой он не может. Значение имеют большая масса и нагрузка на крыло. А вот вести дальний ракетный бой – он сможет вполне легко.

Все зависит от применяемого вооружения. Например, ракеты Р37, которые сейчас стоят на вооружении и применяются на других машинах, позволят поражать цели на расстоянии 304 км. Реальная дальность новой ракеты может быть еще выше. При этом Ту160М2 не придется входить в ближний бой и он сможет избежать вражеских ракет средней дальности. В целом Ту160М2 будет способен уничтожить большое число самолетов из состава атакующих сил противника.

Учитывая огромную грузоподъемность Ту160М2, на борту реально разместить 16-20 ракет. Дистанция даст возможность разрядить внушительный арсенал и уйти от столкновения на сверхзвуковой скорости. Но чтобы применять такие КР и вести огонь с большой дальности, нужна очень мощная РЛС с АФАР, которая будет в состоянии обнаруживать противника (те же истребители) на дистанции в 400-450 км.

Изначально ТУ160 строился как ракетоносец-носитель КРБД с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В будущем предусматривалось расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.

На вооружении ТУ160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ дальностью 3500 (или X-101/102 c дальностью 5000-10000 км), которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты. Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета. В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).

После соответствующего переоборудования Ту160М2 может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 45000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения Ту160М2 в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных КР новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

Перспективная дальняя крылатая ракета. Проект Х-БД

x-bd

Для модернизированного самолета Ту-160М2 создаётся перспективная крылатая ракета большой дальности по проекту Х-БД.

В ГосНИИАС ведутся работы по выработке требований, созданию концепции КРБД и формированию её облика. Дальность новой ракеты будет выше чем у знаменитой Х-101.

КРБД позволяют не вводить ракетоносцы в зону ПВО противника. Самолёт должен работать вне этой зоны, а КРБД входить в зону. По массо-габаритным характеристикам Х-БД вероятно будет близка к Х-101.

Х-БД будут использовать принцип свободной охоты и коллективной ответственности — когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, самостоятельно выбирает цели и распределяет их между собой.

TTX Х-БД. Сравнение с X-101

  Х-БД X-101/102
Масса, кг. Нет данных 2400
БЧ, кг. Нет данных 400
ЯБЧ, кт. Нет данных 200
Длина, м ≤ 10 7.45
Диаметр корпуса, м ≤ 0.8 0.74
Размах крыла, м Нет данных 3.0
ЭПP, м2 ≤ 0.01 0.01
Двигатель Малогабаритный ТРДД ДТРД
Тяга двигателя, кГс Нет данных 500
Масса топлива, кг Нет данных 1250
Стартовая масса, кг Нет данных 2400
Скорость максимальная, км/ч Нет данных 970
Скорость крейсерская, км Нет данных 720
Дальность, км. ≥ 5000 3000
Дальность ЯБЧ, км. > 6500 5500
КВО, м ≤ 1-2 2-6
Маршевая высота полета, м Нет данных 30/70
Базирование Нет данных (скорее всего любое) ВВС

Данные получены из открытых источников



209. TTX Х-БД. Сравнение с X-101

Авионика Х-БД

Система управления и наведения ракеты Х-БД будет инерциальной на базе бортовых микропроцессоров с коррекцией участков полета по цифровым эталонным картам на основе данных лазерного (оптико-электронного) высотомера и/или оптического изображения местности. На конечном этапе полета, возможно, будет использована оптическая или радиолокационная корреляционная ГСН.



209. TTX Х-БД. Сравнение с X-101

Крылатые Ракеты Большой Дальности. USA vs России

  AGM-129
AGM-86
JASSM-ER
BGM-109 Tomahawk
Калибр
X-555
Х-55СМ
X-101/102
Масса, кг. 1334 1450-1950 1020 1500 1450-1770 1280-1500 1465 2400
БЧ, кг 123 540-1450 450 450 450 410 410 400
ЯБЧ, кт 150 200 - 150 - - 200 200
Длина, м 6,35 6.32 4.27 6.25 6.2 6.04 6.04 7.45
Диаметр, м 0,74 0.62 0.5 0.53 0.53 0.77 0.77 0.74
ЭПP, м2 0.01 0.2 0.001-0.01 0.2 0.2 0.1 0.2 0.01
Двигатель ТРВД ТРДД ТРДД ТРДД ТРДД ТРДД ТРДД ДТРД
Скорость км/ч 800 775-1000 775—1000 880 2900 720-936 720-830 720-970
Дальность км. 3700 2400~2800 350-980 2500 2650 2000-5000 2000-3500 3000-5500
КВО, м 30-90 3-80 3 5-80 1-2 6-35 20 2-6
Базирование ВВС ВВС ВВС Любое Любое ВВС ВВС ВВС

Данные получены из открытых источников

Американский журнал «Популярная механика» называет Х-101 межконтинентальной ракетой с дальностью, превышающей 10 тыс. километров.

[lyte id='m_piQDxFKAw' /]

ТТХ самолета Ту160

Экипаж Ту160 4 человека.

Габаритные размеры Ту160

Длина самолета: 54,1 м
Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м
Высота: 13,1 м
Площадь крыла: 232 м²

Двигатели Ту160

4 × ТРДДФ НК-32
Тяга максимальная: 4 × 18 000 кгс
Тяга на форсаже: 4 × 25 000 кгс

Система управления двигателями ‑ электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил‑78 или Ил‑78М).

Массы и нагрузки Ту160

Максимальная взлетная масса: 275 000 кг
Нормальная взлётная масса: 267 600 кг
Масса пустого: 110 000 кг
Масса топлива: 148 000 кг
Нормальная боевая нагрузка: 9000 кг
Максимальная боевая нагрузка: 45 000 кг

Летные данные Ту160

Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1030 км/ч (М=0,84)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,69)
Максимальная дальность без дозаправки: 18 950 км
Практическая дальность без дозаправки: 12 300 км
Боевой радиус: 6000 км
Продолжительность полёта: 25 ч
Практический потолок: 22 000 м
Скороподъёмность: 4400 м/мин
Длина разбега/пробега: 900 м
Посадочная скорость (при посадочной массе 140 000 — 155 000 кг): 260-300 км/ч
Максимальная скороподъемность: 60-70 м/с
Практический потолок: 16000 м,
Практическая дальность полета с нормальной нагрузкой: 13 200 км
Практическая дальность полета с максимальной нагрузкой: 10 500 км
Длина разбега (при максимальной взлетной массе): 2200 м
Длина пробега (посадочная масса 140 000 кг): 1800 м.
Тяговооружённость: при максимальной взлётной массе-0,37; при нормальной взлётной массе-0,36

Вооружение Ту160

В 2 грузоотсека может поместится различная целевая нагрузка общей массой до 45000 кг. Она включает стратегические КР (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

В будущем состав вооружения Ту160 планируется усилить за счет введения в состав высокоточных КР нового поколения с увеличенной дальность, предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

У Ту160 высокий уровень компьютеризации бортового оборудования. Информационная система в кабинах представлена электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Обычные для стратегов штурвалы заменены на ручки управления, подобные используемых на истребителях.

На вооружении военно-воздушных сил РФ сейчас находятся 16 Ту160. Руководство ВВС РФ планирует довести количество таких самолетов до 66.

Вместо заключения

О создании модернизированных Ту160 с новым вооружением, бортовой электроникой, комплексами связи и РЭБ сообщил в 2015 Шойгу. Передача этих машин МО назначена на 2021. В условиях антироссийской активности США и НАТО дальняя авиация приобретает все более важное значение. 16 Ту160 уже стоят в строю, но главные усилия промышленности сосредоточены на создании Ту160М2.

От предшественников машина сохранит только внешний вид, летные характеристики и аэродинамические свойства, а внутри станет абсолютно новой. Сохранение планера сократит затраты и время на испытания. Сейчас авиастроители РФ работают над оцифровкой разных частей планера Ту160М2. На современном ПО создается около полумиллиона чертежей и конструкторской документации в 3D-формате.



Российский стратегический бомбардировщик нового поколения – ПАК ДА

Submitted by Ivan

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-160

https://versia.ru/novye-rossijskie-tu-160m2-bolee-smertonosny-chem-kogda-libo

http://www.руссинфо.рф/archives/38809

https://www.gazeta.ru/army/2016/09/08/10182575.shtml

 ▤  Лечимся сами
 ▤  Что такое БРИКС
 ▤  Калибр-М (ТТХ)
 ▤  Пропала самая большая черная дыра во Вселенной