Российский проект среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21 заменит Ту-154 и Ту-204 на отечественном рынке и станет конкурентом для Airbus A320 и Boeing 737 на международном.
Семейство магистральных самолётов МС-21 разрабатывается в ОКБ им.Яковлева совместно с корпорацией Иркут. Бюджет проекта 140 млрд рублей. 50% этой суммы внесло государство.
Цель программы — создание семейства самолетов с широкими эксплуатационными возможностями и ориентацией на российский и мировой рынок гражданских перевозок.
Использование МС-21 позволит РФ выйти на качественно иной уровень экономической эффективности. Лучшие эксплуатационные возможности МС-21 включают следующее:
- снижение операционных расходов на 15% по сравнению с аналогами на отечественном рынке
- значительное увеличение дальности полета
- использование почти всех взлетно-посадочных полос России, в том числе, высокогорных
- эксплуатация во всех климатических зонах
- эксплуатация в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях
Модели и модификации
MC-21-200 вместимостью 150 пассажиров
MC-21-300 вместимостью 180 пассажир
MC-21-400 вместимостью 220 пассажиров
Семейство МС-21 позволит российским авиакомпаниям оптимизировать парк самолетов по размерам и дальности полета от базовой (Basic) до увеличенной (ER). Модификации могут быть изменены по желанию заказчика в любой момент жизненного цикла за счет перенастройки ПО. Создается модификация МС-21-200LR с увеличенной на 1500 км дальностью полета, а также грузовые и административные модификации.
Для снижения эксплуатационных затрат предполагается унификация в части силовой установки, планера, кабины экипажа, комплектующих изделий, технологии монтажа, методов и средств эксплуатации и пр. Ввод в эксплуатацию семейства МС-21 намечено на 2016 год.
Конкурентные преимущества
При создании семейства используется ориентированный на клиента подход, который предусматривает вовлечение Заказчика в процесс разработки изделия с самых ранних стадий проекта.
За счет увеличенного диаметра фюзеляжа МС-21 Заказчик сможет подбирать оптимальное для него сочетание ширины подушки кресла и ширины салона.
Принятые инновационные решения обеспечат МС-21 наилучшие ТТХ среди самолетов данного класса. От конкурентов самолеты МС-21 будут отличаться меньшей массой (обеспеченной применением композитов и перспективных сплавов), внедрением бортовых систем нового поколения, совершенной аэродинамикой и использованием революционного двигателя. Усовершенствования позволят значительно снизить расход топлива по сравнению с аналогами.
Новейшие двигатели ПД-14
На новейших среднемагистральных пассажирских самолётах МС-21 будут установлены революционные российские авиадвигатели ПД-14, разработанные пермской компанией Авиадвигатель, которая входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Россия уже вложила в эту разработку 40 миллиардов рублей. Успеху ПД-14, который будет установлен на МС-21, сопутствует максимальная кооперация всех двигателестроительных предприятий, научно-исследовательских институтов и КБ страны.
ПД-14 — это революция в авиационном двигателестроении. Для России проект ПД-14 по сложности и важности может быть приравнен к созданию атомной бомбы, собственному процессору или первому полету Гагарина.
ПД-14 представляет собой турбореактивную двухконтурную силовую установку с прямым безредукторным приводом вентилятора и раздельным истечением потоков из наружного и внутреннего контура. Базовая версия изделия имеет тягу в 14 тонн.
В проекте ПД-14 Россия успешно решила не только задачу построения современного авиационного двигателя. Отечественная промышленность также справилось с проблемой разработки шестикоординатных прецизионных станков и сложностью переноса монокристаллической технологии в масштабы крупносерийного производства.
Успехи, достигнутые при разработке ПД-14, показали, что российские инженеры полностью владеют современными технологиями математического моделирования и проектирования (САПР) и методами материаловедческого проектирования на всех этапах производственной цепочки. Кроме того, решена проблема стендового хозяйства, создана база для развития инженерных школ и обеспечена патентная защита от зонтичных технологий ключевых игроков рынка.