Астрономы с помощью телескопа Джеймс Уэбб обнаружили то, что, по их мнению, может быть самой далекой и самой древней галактикой во Вселенной.

Предыдущий кандидат на звание самой древней галактики (или самой юной, если начинать считать от Большого взрыва) находился примерно на отметке 286 млн лет после Большого взрыва. Об открытии этого объекта с красным смещением z14,3 мы уже рассказывали тут http://youinf.ru/samaya-dalekaya-i-samaya-drevnyaya-galaktika-vo-vselennoj/.

Величина красного смещения (z) позволяет косвенно определить удалённость до объекта. Чем «краснее» волны фотонов от далёких звёзд и галактик, тем дальше по отношению к нам они находятся (тем дольше идёт свет). Точнее определить возраст можно после спектроскопического анализа, который извлечёт данные по другим диапазонам длин волн от наблюдаемого объекта. Все кандидаты на звание самых древних галактик будут проходить такое исследование. Пока земная наука с помощью наблюдений в телескоп «Хаббл» утверждает, что самой древней галактикой является подтверждённый объект GN-z11.

Новый объект — CEERS-93316 — характеризуется величиной красного смещения z16,7. Если спектроскопическое исследование подтвердит соответствие смещения удалённости, то это окажется самая далёкая галактика, которую мы наблюдаем в состоянии всего через 235 млн лет после Большого взрыва и всего лишь через 135 миллионов лет спустя после рождения первых звезд. Остаётся удивляться, насколько активной оказалась Вселенная в свои юные годы. Там так много всего, на что банально не должно было хватить времени. «Уэбб» начинает рвать покровы, полностью оправдывая своё название проекта поколений.

Расстояние

Для CEERS-93316 было определено только фотометрическое красное смещение; для подтверждения красного смещения потребуются последующие спектроскопические измерения (см. Спектроскопическое красное смещение). Спектроскопия также может определить химический состав, размер и температуру галактики.

Открытие галактики на таком расстоянии является абсолютно исключительным событием, побив рекорд, установленный в апреле 2022 года объектом HD1. Недавние наблюдения Джеймса-Уэбба и других телескопов позволили обнаружить очень далекие галактики, такие как HD1, GLASS-z13, GN-z11 и многие другие. Наличие такого количества далеких галактик противоречит моделям эволюции Вселенной после Большого Взрыва и, более того, тому, почему ее далекие галактики так распределены по небесному своду.

▤  Боевая машина поддержки танков Терминатор