rd-180

В минобороны США признали, что не могут выводить военные спутники без русских двигателей. «Их замена на другие, приведет к потере грузоподъемности и самое главное мы потеряем бабло.»

Как это случилось «однажды в америке» и почему США до сих пор не могут воссоздать РД-180 и повторить достижения России в этой области, объясняет разработчик лучших в мире жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) лауреат премии Глобальная Энергия академик Борис Иванович Каторгин.

Справка: С 1991-2009 в самые тяжелые для российской науки времена, Каторгин был главой НПО Энергомаш, совмещал должности гендиректора и генконструктора, и умудрился не только сохранить фирму, но и создать ряд новых ЖРД. Отсутствие внутреннего заказа на двигатели заставило Каторгина искать заказчика на внешнем рынке. Одним из новых двигателей стал РД-180, разработанный в 1995 специально для тендера, организованного американской корпорацией Lockheed Martin, выбравшей ЖРД для апгрейда ракетоносителей «Атлас». В итоге Энергомаш подписал договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 уже поставил в США более 60 ЖРД, 35 из них успешно отработали на «Атласах» при выводе спутников различного назначения.

Перед вручением премии Глобальная Энергия журнал «Эксперт» обсудил с Борисом Ивановичем перспективы развития ЖРД в России и выяснил, почему РД-180 до сих пор считаются инновационными и почему их нельзя воссоздать на лучших заводах лунных аферистов.

Борис Иванович, почему американцы, получив право на воспроизведение РД-180, не могут сделать их уже много лет?

— Американцы прагматики. В самом начале работы с нами, они поняли, что по энергетике мы намного обошли их и надо у нас технологии перенимать. К примеру, наш РД-170 за счет большего удельного импульса выводил полезного груза на 2 тонны больше, чем их самый мощный F-1, что означало по тем временам $20 миллионов выигрыша. Они объявили конкурс на двигатель с тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл РД-180. Тогда США думали, что они начнут с нами работать, а года через 4 возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше $миллиарда и 10 лет. 4 года прошло, и они говорят: да, надо 6 лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще 8 лет. Прошло уже 17 лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на Энергомаше есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же РД-170, с мощностью струи в 27 ГВатт.

— 27 гигаватт?! Я не ослышался? Это больше мощности всех АЭС Росатома.

http://ic.pics.livejournal.com/judgesuhov/68874166/258557/258557_original.jpg

— 27 ГВатт — это мощность струи, которая развивается за относительно короткое время. При испытаниях на стенде энергия струи гасится в спецбассейне, затем в трубе рассеивания диаметром 16 и высотой 100 метров. Чтобы построить такой стенд, куда помещается двигатель, создающий такую мощность, надо вложить огромные деньги. США сейчас отказались от этого и берут готовое изделие. В итоге мы продаем не сырье, а продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. К сожалению, в России это редкий пример хайтек-продаж за границу в таком большом объеме. Но это доказывает, что при правильной постановке вопроса мы способны на очень многое.

Источник РАН

А их лунная программа? Как они без нас вообще летают?

Недавно вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин заявил, что Москва и Пекин близки к подписанию межгосударственного контракта на поставку ракетных двигателей РД-180 в Китай. Позиция Пекина по поводу всего, что происходит сейчас на международной арене, практически не отличается от позиции Москвы, поэтому продажа ракетных двигателей РД-180 Китаю не вызывает удивления. Ведь по замечанию того же Каторгина — в этом случае «мы продаем не сырье, а продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен огромный высокоинтеллектуальный труд».

 ▤  О новой базе ВМФ России в Африке
 ▤  Донбасс — Рассел Бентли
 ▤  Астероиды-рекордсмены
 ▤  SIDF и DKIM vs SI. Или кто на новенького?