Историю о том, как один из американских самолетов-невидимок F-117 Nighthawk был сбит над Сербией во время операции НАТО 27 марта 1999 года, мир знает уже давно. Менее известно, что потерянный ВВС США над Белградом «стелс» был единственным — пишет издание «Военное обозрение«.
Об этом пишет американское издание The Drive.

До марта 1999 года считалось, что сбить бомбардировщик F-117 абсолютно невозможно, но его в буквальном смысле «вернула на землю» старая зенитная ракета ЗРК С-125 «Печора» советского производства, стоящая на вооружении ПВО Сербии. Извините, мы не знали, что он невидим. — услышал тогда весь мир издевательскую фразу сербских военных. Позже начали появляться слухи, что 30 апреля был сбит еще один американский «стелс», потерявший часть хвостового оперения, сумевший чудом дотянуть до базы и выведенный из эксплуатации.

Отставной подполковник ВВС США Чарли Хейнлайн, бывший пилот F-117, вылетавший в этот день на бомбардировку Сербии в паре с подбитым самолетом, недавно подтвердил эту информацию. Цели этих бомбардировщиков-невидимок в Белграде находились примерно в 16 километрах друг от друга.

После сброса бомб оба F-117 должны были вернуться к самолету-заправщику, который ожидал их над Венгрией, но Хейнлайн прибыл один, а напарника всё не было. Когда поврежденный «стелс» появился, он плохо «слушался» пилота, поэтому танкер заправил его с большим трудом и лишь благодаря полученным от Хейнлайна инструкциям. Подбитую машину удалось дотянуть до базы Шпангдалем в Германии. За помощь товарищу пилот получил крест «Отличившийся летчик» и благодарность от командования.

Недавно военный эксперт из Канады Майк Михайлович сообщил в своем Twitter, что получил в распоряжение документ, где говорилось о подбитом 30 апреля 1999 года американском самолете-невидимке. Он также утверждает, что во время операции «Союзная сила», вероятно, сербы могли подбить еще один F-117. Получается, уже третий. Предположительно, самолёту пришлось совершить вынужденную посадку в хорватском Загребе. Также добавлялось, что восстанавливать его не стали.

Разрушители легенд: как сербам удалось сбить самолет-»невидимку» F-117

Все произошло на третьи сутки агрессии сил НАТО против балканского государства. В тот вечер на Адриатике стояла плохая погода, и югославская разведка сообщила, что самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowler и истребители для подавления сил ПВО с итальянской авиабазы Авиано в воздух не поднимались. Это означало, что на этот раз бомбардировщики окажутся без прикрытия. Так оно и случилось: американское воздушное командование было уверено, что их F-117 все равно не смогут обнаружить.

По воспоминаниям Золтана Дани, командовавшего тогда третьим батальоном 250-й бригады ПВО армии Югославии, обнаружить самолет агрессора удалось с помощью советского мобильного локатора П-18 метрового диапазона. Когда была получена информация о вхождении бомбардировщиков в воздушное пространство страны, радар дважды выходил в эфир короткими сеансами не более 20 секунд. Это делалось, чтобы противник не успел засечь источник сигнала. Однако обнаружить F-117 не удалось.

Тогда Золтан Дани, вопреки правилам, решился на третий сеанс наблюдения: он полагался на данные разведки, что авиация НАТО не сможет оперативно ударить по радару. На этот раз самолет был обнаружен (по некоторым данным, у него уже был открыт отсек бомбометания, что снизило радиолокационную скрытность). По нему выпустили две ракеты из советского же комплекса ПВО С-125 «Нева». По словам пилота бомбардировщика Дейла Зелко, он видел, как ракеты прошли сквозь нижний слой облаков, одна пролетела совсем рядом, но не сработала, тогда как вторая своим взрывом вывела самолет из строя. Он был сбит примерно в 13 километрах от батареи ПВО и в 40 километрах от Белграда. Летчик успел катапультироваться и сумел спрятаться в канаве, а останки F-117 теперь хранятся в музее авиации в Белграде, множество мелких фрагментов было разобрано на сувениры.

Интересно сложилась история героев этого противостояния. В начале 2010-х Золтан Дани и сбитый его подразделением Дейл Зелко встретились в ходе съемок документального фильма, посвященного тем событиям, а позже даже сдружились. Что касается бомбардировщиков F-117, то их официально сняли с вооружения в 2008 году, сейчас их время от времени используют для тестирования новых радаров и сенсорных систем ракетного вооружения.

 ▤  Авантюра ВВС США над Черным морем
 ▤  Двигатель танка Леклерк
 ▤  Новые производства России
 ▤  Где живут самые красивые женщины в мире?