kalina

РФ приступила к разработке неатомных подлодок 5-го поколения Калина. Об этом заявил главком ВМФ адмирал Виктор Чирков.

Проект НПЛ 5-го поколения предусматривает ряд инновационных решений. Усилия будут сфокусированы на обеспечении скрытности, снижении шумности, интеграции вооружений, внедрении автоматизированных средств разведки-оповещения и повышении качества управления.

Новые поколения ракетных подводных лодок станут меньше по размеру и получат покрытие, улучшающее их маскировку от гидролокаторов. Развитие подлодок будет направлено на совершенствование бортовой электроники и алгоритмов боевого использования.

5-е поколение будет отличаться от сегодняшних субмарин применением унифицированных модульных платформ и роботизированных комплексов. Средства связи у них будут мощнее чем у ранее созданных изделий, что увеличит устойчивость и дальность связи и исключит человеческие ошибки при управлении.

НИР Калина-ВМФ — проект новейшей подлодки

ЦКБ Рубин выполнил аванпроект многоцелевой НПЛ 5-го поколения с воздухонезависимой, анаэробной силовой установкой (ВНЭУ) и литий-ионной аккумуляторной батареей. ВНЭУ способны сутками работать под водой без доступа к атмосферному воздуху. А это важнейший элемент скрытности подлодки.

Термин ВНЭУ включает в себя технологии, позволяющие плавать без необходимости подниматься на поверхность для подзарядки батарей. Термин исключает использование ядерной энергии. В сравнении с АПЛ главным преимуществом подлодок с ВНЭУ, является их малошумность и низкая цена.

Скрытность действий ВНЭУ НПЛ уже достигла уровня атомных подводных лодок, а их эффективность в условиях мелководья часто намного выше.

Справка: принцип работы ВНЭУ основан на преобразовании химической энергии в электрическую без движения и горения. При соединении кислорода и водорода электроэнергия выделяется бесшумно, а единственным побочным продуктом процесса является дистиллированная вода. КПД такой установки достигает 70%, а уровень шума подлодки на анаэробном ходу ниже естественных морских шумов.

Особенности российского ВНЭУ

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от западных аналогов способом получения водорода высокой чистоты. Чтобы не возить водород с собой НПЛ Калина будет вырабатывать его прямо на борту методом реформинга дизельного топлива.

Реформинг ДТ — уникальная технология получения водорода. Она позволяет не строить водородные хранилища в местах базирования ВНЭУ НПЛ, а использовать инфраструктуру и запасы топлива, которые применяются в обычных дизель-электрических установках классических подлодок.

ВНЭУ созданная в ЦКБ Рубин — это установка модульного типа. Она может быть смонтирована на любом этапе строительства или модернизации подводной лодки.

«Необязательно ее устанавливать на новом корабле, это может быть корабль, который уже находится в процессе строительства. Это может быть четвертый корабль проекта 677 Лада, может быть третий, строительство которого возобновлено после расконсервации. Все зависит от Минобороны,» – отмечает генеральный директор ЦКБ МТ Рубин Игорь Вильнит.

В 2015 году успешно прошли испытания отечественного ВНЭУ на береговом стенде. В 2016 сразу после морских испытаний готовится ее внедрение на новых кораблях ВМФ России.

ТТХ НПЛ Калина

НПЛ Калина — органичный синтез классических решений и революционных ноу-хау. Помимо ВНЭУ на ней будет стоять привычный дизель-генератор и аккумуляторные батареи. То есть, Калина может ходить на дизеле, на аккумуляторах и на энергии, полученной от ВНЭУ.

Процесс выработки тока идет совершенно бесшумно, что значительно повышает скрытность подводного хода субмарины. Также возрастает длительность пребывания под водой (≥ 3 недель). Энергетическая мощность нашей установки — 400 кВт. Лучшие зарубежные аналоги выдают не более 180 кВт.

Других данных о ТТХ Калина пока нет. Они появятся после начала работ по ОКР. Однако, оценивая характеристики существующих российских и западных НПЛ, можно сделать некоторые предположения.

Вероятные ТТХ НПЛ Калина
Обозначение проекта Калина
Вид корабля Многоцелевая неатомная подводная лодка
Скорость подводная Свыше 20 узлов
Максимальная глубина погружения ≥ 400 метров
Автономность плавания ≥ 85 суток
Время непрерывного нахождения под водой ≥ 21-25 суток
Экипаж 27-35 человек
Размеры
Водоизмещение надводное ≥ 1700-1800 тонн
Водоизмещение подводное ≥ 1900 тонн
Длина наибольшая по конструктивную ватерлинию ≥ 65-70 метров
Ширина корпуса наиб. ≥ 6.3-7.3 метров
Средняя осадка (по КВЛ) ≥ 6 метров
Главная энергетическая силовая установка
ВНЭУ на топливных элементах Мощность: 400 кВт
Дизель-генератор и аккумуляторные батареи
Вооружение
Ударное ракетное и противокорабельное Установки вертикального пуска для крылатых ракет Калибр или Оникс: ≥ 10
Торпедно-минное Торпедные аппараты калибра 533 мм: 6 или больше
Торпеды: 18 или больше
Мины: 44 или больше
Ско­ро­ст­ные про­ти­во­ло­доч­ные ра­кеты Шквал: нет данных
Замечание: возможен возврат к калибру 650 мм
ПВО Зенитноуправляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах: 6 или больше
Пусковые установки переносных зенитно ракетных комплексов: 6 или больше

    Все данные получены из открытых источников

Ракеты размещаются в вертикальных шахтах. Подлодка имеет собственную систему ПВО.

Применение ВНЭУ значительно снижает шумность и увеличивает скрытность Калины. Для снижения шумности используются виброизоляторы, всережимный гребной электродвигатель на постоянных магнитах. Корпус НПЛ покрыт специальным материалом, поглощающим сигналы гидролокаторов.

Экспортная версия Калины будет стоить дешевле зарубежных аналогов: немецких лодок проекта 212\214 и других, что позволит российским корабелам рассчитывать на выгодные экспортные контракты.

НПЛ и неядерное сдерживание

В неядерном сдерживании РФ опирается на высокоточное оружие и крылатые ракеты. Максимальная дальность крылатых ракет Калибр свыше 2600 километров. До 2020 года ВМФ РФ получит 14 единиц новых НПЛ 4-го поколения, вооруженных ракетами Калибр.

Но главным достоинством НПЛ пятого поколения должны стать ее мозги. А именно: интеграция в единое информационное пространство МО и участие в сетецентрических войнах (взаимодействие с надводными кораблями и авиацией в реальном времени).

4-6 таких лодок с ВНЭУ могут полностью перекрыть такие акватории, как Балтийское, Каспийское и Черное море. Развёртывание в составе ВМФ дополнительно 2-3 соединений НПЛ с ВНЭУ принципиально изменяет соотношение сил в Средиземном море, в Атлантике и Индийском океане.

В Баренцевом море такие НПЛ способны гарантированно прикрыть маршруты развёртывания российских подводных стратегических ракетоносцев от любых посягательств противолодочных сил США и НАТО, что существенно повысит боевую устойчивость морской компоненты наших СЯС.

Другие российские ВНЭУ НПЛ

На салоне Евронаваль-2012 были показаны субмарины проекта Амур. По желанию заказчика такие лодки могут выполняться в дизель-электрическом или ВНЭУ исполнении.

Также Амур может выпускаться в торпедном и ракетно-торпедном варианте. По критерию ТТХ-стоимость аналогов у Амуров нет. Это лучшие в классе НПЛ субмарины в мире.

 ▤  Слушать песню Дым над водой (видео клип)
 ▤  Кинжал со скоростью 10М vs склад ВСУ (Video)
 ▤  Россия хочет создать более быстрый беспилотник
 ▤  РФ готовит триумфальное возвращение убийцы авианосцев США